В 60-е годы будущий нобелиат Эрик Кандел выяснил, что формирование памяти происходит при повышении эффективности синаптических связей. Именно количество этих образований, а не масса или объем мозга, влияют на уровень интеллекта. Мы постарались кратко объяснить основные принципы работы памяти, а чуть ниже собрали 17 крайне полезных упражнений для развития мозга.
Из школьной программы по биологии мы помним, что нейроны передают друг другу сигналы через синапсы – взаимодействующие участки окончаний нейронов. При передаче импульса от дендрита к аксону в нейроне-коммуникаторе (нейрон №1) высвобождаются нейромедиаторы (химические вещества, способствующие передаче сигнала). Они попадают в синаптическую щель нейрона-реципиента (нейрон №2) и воздействуют на рецепторы его дендрита, из-за чего в нейроне №2 происходит изменение поверхностного потенциала. Визуально это можно изобразить так:
При непродолжительной работе синапса с высокой частотой эффективность синаптической связи временно повышается – в ответ на последующие аналогичные раздражители изменения потенциала будут становиться сильнее. Так формируется краткосрочная память.
С ходом нашего обучения, когда электронный сигнал проходит этот путь несколько раз, синаптические связи становятся шире, количество синапсов увеличивается. В мозгу образуются новые нейронные микросети, «состоящие» из новых знаний – ваш интеллект растет.
Чтобы эффективность синаптических связей росла, а мозг использовался по максимуму, необходимо регулярно загружать его и удивлять. В этом материале хотим рассказать вам о комплексе упражнений для мозга, называемых нейробикой. Все они строятся на любви нашего мозга ко всему новому и повышают его нейропластичность.
Также важно помнить о влиянии на память распорядка дня и образа жизни: научитесь высыпаться, много двигайтесь, часто бывайте на свежем воздухе. Не бойтесь перемен: на состоянии памяти благосклонно скажется даже перестановка мебели или смена имиджа. И не забывайте о здоровом питании. А каких вредных для памяти повседневных вещей стоит избегать, мы писали в этом материале .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Расстройства памяти и интеллекта – это состояние, которое определяют термином деменция , то есть слабоумия. Определением этого состояния считается снижение интеллектуальных функций человека в отношении их прошлого уровня, что вызывает проблемы в повседневной жизни больного.
Снижение интеллектуальных функций при деменции не ограничивается только памятью. Нарушается, по крайней мере, еще одна функция: ориентации, мысли или суждения. Расстройства памяти и интеллекта довольно часто наблюдаются в пожилом возрасте.
Наиболее распространенными причинами расстройства памяти и интеллекта являются дегенеративные болезни нервной и сосудистой систем.
Медленный дегенеративный процесс, лишь немного отклоняясь от нормального старения, может вызвать так называемые расстройства памяти связанные со старением, которые также называют доброкачественной старческой забывчивостью или умеренным нарушением когнитивных функций .
Нарушения памяти и интеллекта могут быть небольшими, оставаясь на постоянном уровне, но также могут углубляться. В первом случае эти нарушения ограничиваются только памятью, во втором расстройства памяти сопровождаются также другими постепенными нарушениями интеллектуальных функций . Эти нарушения лишают больного возможности выполнять свою работу и даже совершать повседневные действия.
Другие причины деменции: болезнь Альцгеймера , лобно-височная деменция, заболевания сосудов головного мозга, болезнь Паркинсона , болезнь Вильсона , травмы головного мозга, опухоли головного мозга, эпилепсия, инфекции центральной нервной системы, рассеянный склероз, болезнь Крейтцфельда-Якоба и супрануклеарный паралич, болезнь Хантингтона и нарушения обмена веществ (болезни щитовидной железы, болезнь Кушинга , недостаточность печени и почек, дефицит витаминов).
Наиболее распространенным начальным признаком деменции является депрессия . Со временем процесс слабоумия прогрессирует: происходит забывание названий предметов, имен близких, ухаживающих за человек, трудности с поддержанием достойного внешнего вида.
Существенным осложнением деменции, в более поздних стадиях, является синдром бреда. Во время него больной зацикливается на том, что первое пришло на ум, уверяет окружающих, что его обкрадывают или уничтожают его вещи, постоянно переставляет предметы.
Самым сложным периодом деменции является оцепенение , при котором человек испытывает трудности с ходьбой, исчезает способность к речи и контролю физиологических действий. Осложнениями этого периода может быть агрессивное поведение и крик.
Лечение зависит от причины деменции. Предполагается, что оцепенение является обратимым в 10% случаев. В случае обнаружения симптомов слабоумия, следует обратиться к неврологу. Когда это состояние сопровождается психиатрическими симптомами, обратитесь также к психиатру.
Лечение деменции – симптоматическое. Больным назначают ингибиторы холинэстеразы, которые вызывают стимуляцию рецепторов ацетилхолина. Используются также препараты, улучшающие циркуляцию крови через сосуды головного мозга, такие как, например, препараты с винпоцетином или винкристин (алкалоиды спорыньи), а также лецитин, препараты с экстрактами листьев гинкго, корня женьшеня или листьев лакрицы. Эти препараты используются как вспомогательное средство.
Важен также эффективный контроль и лечение гипертонии , применение антитромбоцитарных лекарств (ацетилсалициловая кислота) и антикоагулянтов.
Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.
Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:
Ответ:
Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.
Ответ:
Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.
Ответ:
Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.
До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.
Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.
Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».
Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:
«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.
По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.
У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»
Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:
«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.
Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.
Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».
Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:
«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.
Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.
Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».
Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:
«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.
Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:
Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.
Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.
Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.
Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.
Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.
Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.
Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?
Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».
По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:
Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:
Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :
«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.
Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».
Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :
«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».
Больше книг о развитии интеллекта - .
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.
Патология памяти.
Память - особый вид психической деятельности, связанный с восприятием (рецепцией), удержанием (ретенцией) и воспроизведением (репродукцией) информации. Память является интегральной частью процессов мышления и обучения. В механизмах памяти главенствующее значение отводится рибонуклеиновой кислоте (РНК), в молекуле которой кодируется, шифруется и хранится информация.
Возможности памяти безграничны. Известно, что феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь, Сенека, Александр Македонский. Различают механическую и смысловую память. Механическая, память - это способность запоминать тот или иной материал независимо от его содержания. Смысловая, или ассоциативная, память характеризуется тем, что элементы запоминаемого связываются между собой ассоциативно, т. е. вступают во внутренние связи с прежней или бывшей ранее информацией.
При изучении памяти выделяют также короткую (кратковременную) память, связанную с гиппокампом, и долговременную память, связанную с определенными зонами коры больших полушарий.
Под короткой памятью понимается способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации через сравнительно короткое время после ее поступления. При отсутствии закрепления эта информация исчезает. При постоянном поддержании информации и ее эмоциональной или интеллектуальной значимости формируется долговременная память. Это, кстати, демонстрируется в известном школьном тезисе: повторение - мать учения.
Патология памяти, называемая общим термином дисмнезия, в психиатрической практике выражается в гипермнезии, гипомнезии, амнезии и парамнезии.
Гипермнезия - кратковременное усиление, обострение памяти. Больной, к своему удивлению, вспоминает давно забытые достаточно крупные эпизоды своего детства или юности в мельчайших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы когда-то прочитанных, но давно забытых произведений. Состояние гипермнезии отмечается при маниакальном синдроме, при некоторых бредовых состояниях, наркоманиях и при исключительных состояниях, например перед смертью, когда вся жизнь человека мгновенно проносится перед глазами. По миновании болезненного состояния гипермнезия проходит.
Гипомнезия - снижение памяти - удел всех людей в пожилом возрасте. Развитие гипомнезии подчиняется закону Рибо-Джексона (обратный ход памяти), когда накопленная за всю жизнь информация постепенно теряется в порядке, обратно пропорциональном приобретению ее, т. е. от настоящего к прошлому. В первую очередь при этом страдает механическая память на имена, номера телефонов, точные даты, важные жизненные события.
Особенно характерна гипомнезия для сосудистых, травматических и атрофических процессов головного мозга.
Амнезия - отсутствие памяти - занимает более значительное место, чем гипер- и гипомнезия в клинике психических заболеваний. Амнезия бывает общей, распространяющейся на достаточно большой временной период, или частичной, когда она касается лишь каких-то определенных воспоминаний (например, переводчик восточных языков после травмы черепа напрочь забыл на полгода японский язык, которым свободно владел ранее, но который откровенно не любил; его же любимый корейский язык совершенно не пострадал; в данном случае можно говорить лишь о частичной амнезии). Амнезии могут подвергнуться также приобретенные специальные знания и умения, например способность рисовать или водить машину. Выделяют несколько разновидностей амнезии.
Ретроградная амнезия - отсутствие памяти на период до начала заболевания. Например, больной, получивший травму черепа, может забыть все, что происходило с ним в течение недели до получения травмы.
Антероградная амнезия - потеря памяти на период после возникновения заболевания. Продолжительность как ретро-, так и антероградной амнезии может варьировать от нескольких часов до нескольких месяцев.
Ретроантероградная амнезия охватывает более или менее длительный период выпадения памяти до и после, например, травмы черепа.
Фиксационная амнезия заключается в неспособности больного удержать и зафиксировать поступающую информацию. Все, что ему говорят, что происходит вокруг него, воспринимается адекватно, но не удерживается в памяти (отсутствует фиксация поступающей информации) и спустя несколько минут, а то и секунд больной полностью забывает об этом.
Прогрессирующая амнезия характеризуется, как и гипомнезия, постепенным ослаблением памяти по закону Рибо-Джексона от настоящего к прошлому.
Тотальная амнезия - это выпадение из памяти всей информации, которая только была у больного, включая даже сведения о себе. Такой больной не знает, как его зовут, сколько ему лет, где он живет, есть ли у него родители, другими словами, он не помнит ничего. Тотальная амнезия может быть при выраженной травме черепа, особенно в военных условиях, реже она встречается и при функциональных заболеваниях (при выраженных стрессовых ситуациях).
Палимпсест - выпадение из памяти отдельных событий в состоянии алкогольного опьянения.
Истерическая амнезия - провалы в памяти, касающиеся неприятных, невыгодных для больного фактов и событий. Развивается по типу вытеснения не только у больных, но и у здоровых, но акцентуированных по истерическому типу личностей. Если провалы памяти по истерическому типу возникают у субъекта, не имеющего в преморбиде истерических черт, такая дисмнезия называется скотомизацией.
Парамнезия - это обман, провал памяти, который заполняется различной информацией, определяющей вид парамнезий. Выделяют четыре вида этой патологии: конфабуляции, псевдореминисценции, криптомнезии и эхомнезии.
Самым распространенным вариантом парамнезии являются конфабуляции - это замещение провалов памяти вымыслами фантастического характера, в которые больной верит абсолютно.
Псевдореминисценции - это замещение провалов памяти информацией и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещенными во времени. Например, больной со старческим слабоумием, находящийся в больнице около шести месяцев, бывший до болезни прекрасным преподавателем математики, утверждает, что он только что проводил занятия по тригонометрии в X классе. Иногда в литературе вместо этого термина используют понятие «замещающие конфабуляции».
Криптомнезии (присвоенные воспоминания) - провалы памяти, заполняемые информацией, источник которой больной забывает: он не помнит, наяву или во сне произошло то или иное событие, а вычитанные в книгах или услышанные от кого-то мысли считает своими собственными.
К криптомнезиям относится и так называемое отчужденное воспоминание, состоящее в том, что события, произошедшие в жизни больного, он в последующем воспринимает не как реальные, а как прочитанные в книге, увиденные в кино или театре, услышанные по радио, от собеседников или пережитые в сновидениях.
Некоторые исследователи относят к парамнезиям и эхомнезии (редублицирующие воспоминания). Это особый вид обмана памяти, при котором события, происходящие в настоящее время, кажутся уже происходившими раньше.
С известной долей условности в эту группу расстройств относят и экмнезии, при которых далекое прошлое переживается как настоящее. При экмнезии весьма пожилые люди считают себя юнцами и начинают готовиться к свадьбе. Концентрированное комплексное нарушение памяти особенно выражено при так называемом Корсаковском синдроме.
Синдром Корсакова включает в себя триаду симптомов: фиксационную амнезию, парамнезию и амнестическую дезориентировку во времени или месте. Этот синдром описан С. С. Корсаковым в 1887 г. при алкогольном полиневритическом психозе. Он получил название своего первооткрывателя и был выявлен при очень многих психических заболеваниях, кроме шизофрении.
Система развития памяти и интеллекта помогает поддерживать работу мозга на высоком уровне. Если не проводить тренировки, то со временем возникает много проблем, например, человек начинает многое забывать, теряет способности анализировать и мыслить. Специалисты считают, что пределов в развитии памяти и нет и можно постоянно достигать новых высот.
Чтобы заставить свой мозг работать, не нужно идти в тренажерный зал, поскольку все достаточно просто, главное, соблюдать некоторые правила.
Способы улучшения памяти, интеллекта и мышления:
Важно сказать о том, что в любой задаче, в том числе и в развитии памяти и интеллекта, необходимо знать меру, поэтому давайте себе время на отдых. Важно не лениться, а просто делать передышку.
Тренировка мозговой деятельности похожа на игру или определенный вызов, который является для человека в любом возрасте мотивом, что позволит запомнить как можно больше информации. Можно завести отдельный блокнот, куда стоит записывать свои результаты и по необходимости делать разные пометки.